Каждый родитель мечтает о том, как его ребенок ест с огромным аппетитом, с удовольствием уплетая тарелку супа или брокколи, просит добавку и съедает все до последней крошки, оставляя чистую тарелку.
Но, к сожалению, чаще всего реальность оказывается следующей…
Еда – это естественная потребность человека, которую необходимо систематически удовлетворять. Взрослые люди, конечно, это понимают, а вот дети — пока что нет. Нас, родителей и педагогов, всегда беспокоит то, что ребенок мало ест.
Недостаточно проголодался. Дети едят, когда чувствуют голод. Если до обеда движения было мало, а на прогулку не выходили, они могут просто не хотеть есть. Или же было много перекусов, т.е. ребенок «кусочничает».
Плохое самочувствие. Часто дети интуитивно отказываются от еды, когда видимых признаков заболевания еще нет. Вялость, капризность и отсутствие аппетита, особенно если ранее таких проблем не было, могут стать признаками начинающейся простуды. Также дискомфорт малышу может доставлять воспаление во рту, заложенный нос или вздутие живота.
Адаптационный период. В период привыкания к садику возникает сильный стресс из-за смены обстановки, новых людей, отсутствия рядом родителей. Из-за сильной тревоги он может отказываться от еды.
Непривычная еда. Меню в детском саду чаще всего сильно отличается от домашнего. Дети дошкольного возраста – большие консерваторы, поэтому пробовать новые блюда, да еще и в незнакомой обстановке, им достаточно сложно.
Избирательность в еде. Часто малыш и дома ест только определенные продукты или долго перебирает готовое блюдо, прежде чем его съесть. В садике такой ребенок не ест вообще или питается только хлебом. Особенно часто возникает такая проблема в возрасте пяти-шести лет.
Негативные ассоциации. Часто ребенок не ест в садике из-за негативного опыта. Если дома его попрекают из-за медлительности, ставят в угол за отказ от еды или кормят насильно, в саду от будет просто бояться употреблять пищу – вдруг ситуация повторится.
Неумение есть самостоятельно. Если до садика родители не научили держать ложку и вилку, ребенок может отказываться от еды вне дома в принципе. Поскольку дети в саду едят одновременно, воспитатель физически не может накормить «с ложечки» всех, поэтому кто-то может оставаться голодным.
Попытка манипулировать взрослыми. Дети в возрасте пяти-шести лет уже умеют добиваться своей цели разными способами. Один из них – отказ от еды в саду, поскольку родители и воспитатели редко оставляют эту ситуацию без внимания. Связь «я не ем – меня забирают раньше/кормят перед садиком вкусной едой/уделяю
Учитывая индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка, мы в детском саду используем разные способы игровых вариантов , чтобы уговорить ребенка поесть.
Воспитатель начинает обед словами: «А сейчас мы отменяем обед и отправляемся в космическое путешествие и сегодня будем пробовать космическую еду». Далее придумывает какие-нибудь интересные названия для блюд. («Взрыв сверхновой звезды», «Марсианские котлеты», «Ядерная смесь», «Инопланетный суп», «Лунный компот»…).
А дома еду можно оформить в соответствующей тематике.
Для того, чтобы дети поели, можно им показывать перед приемом пищи на картинке пустой желудок. И рассказывать, что он плачет, ему больно, потому что он пустой. Нужно хотя бы что-то съесть, чтобы облегчить его страдания.
«Королева Стола и король». Корона надевается ребенку, который лучше всех поел.
«Почетный стол» на этом столе должна быть более нарядная скатерть, красивая посуда.
Медаль «За самую чистую тарелку»
Можно договориться с малышом о простом правиле: «Если не хочется есть, съедаешь столько ложечек, сколько тебе лет».
• На некоторых детей оказывает положительное воздействие, если делаешь вид, что убавляешь его порцию; разрезаешь плюшку.
• Бывает и такое, что дети приучены съедать одно какое-нибудь блюдо либо первое, либо второе. Здесь ребенку можно предложить съесть немного первого и второго, чтобы приучить желудок ребенка к нужной норме пище.
• Зная, что некоторые дети не любят тушеные овощи с мясом, можно предложить ребенку сначала выбрать картошку, увлекаясь, ребенок подцепляет на вилку и морковку и горошек. Бывает, увлекаясь ребенок съедает все.
Закон трех ложек. То есть, от каждого блюда по три ложечки крохе съесть.
Яркая посуда. Дети придают форме больше значения, чем содержанию. Отправьтесь в магазин и вместе выберите тарелки, которые заинтересуют малыша, подберите к ним приборы.
Очень популярны тарелки с лицами, на которых с помощью продуктов можно «дорисовывать» эмоции. Правда, психологи советуют не увлекаться игрой. Ребенок должен есть осознанно, фиксировать сигналы организма и задумываться над вкусом- нравится ему или нет. По той же причине не стоит разрешать малышу смотреть мультфильмы во время еды
В более старшем дошкольном возрасте ребятам можно предложить «самообслуживание». Т.е. когда ребенок самостоятельно накладывает себе еду именно столько, сколько он может съесть.
Совместное приготовление еды
• Очень важно знакомить детей с названием блюд; поднимает интерес к еде, а с ним и аппетит, рассказ о том из чего приготовлено то или иное блюдо.
Есть маленькие хитрости, которые учитывают психологию детей. Попробуйте применить их к своему ребенку.
Несколько дней подряд кормите на завтрак всех членов семьи, допустим, кашей, а ребенку давайте что-то другое. При этом скажите, что эта каша только для взрослых, дадим тебе, когда ты вырастешь. Ребенку наверняка захочется попробовать вкус «взрослой» жизни.
Вместо того чтобы впихивать в ребенка нелюбимый, но полезный продукт, замаскируйте его в еду, которую он ест охотно. Допустим, немного брокколи или творога спрячьте в кашу, крупу – в суп. Скорее всего, малыш не заметит подмены, а польза от такого «обмана» будет достигнута.
Если в семье несколько детей, попробуйте устроить соревнование: у кого раньше покажется картинка на дне тарелки, тот получит приз (конфету, например).
Также можно прочитать детям книгу Елены Ульевой «Сказки-вкусняшки» для тех, кто плохо кушает»
Хотя главная роль в детском саду отводится воспитателю, решать возникающие проблемы с питанием нужно родителям. Вот несколько советов:
Установите режим питания. Так голод будет возникать примерно в одно и то же время, что особенно удобно в садике или школе, ведь там детей кормят «по часам». Откажитесь от углеводных и жировых перекусов – оставьте только овощи и фрукты.
Не предлагайте плотный завтрак перед садиком и не приносите сладости, когда приходите, иначе необходимости поесть в саду просто не возникнет.
Если малыш не ест в садике в период адаптации, не переживайте. Чаще всего проблема уходит сама собой, когда он расслабится, приобретет друзей и поймет, что ему комфортно в новых условиях. Как можно чаще говорите о том, что вы доверяете работникам сада и поварам, что все блюда приготовлены с заботой – так же, как дома.
По возможности незадолго до первого посещения детского сада начните готовить схожие блюда. Главное правило: вся еда должна быть простая, без специй и экзотических ингредиентов.
Вместе с «малоежкой» находите в дневном меню (его, как правило, вывешивают перед входом в группу) какие-то продукты, которые ему могут понравиться сегодня. Хвалите за достижения и постепенно расширяйте список привычной еды.
Не ругайте ребенка, если он отказывается есть, не применяйте никаких санкций и не манипулируйте детским аппетитом. Мало того, что это входит в привычку, это еще и провоцирует возникновение негативных ассоциаций с едой.
Если отказ от еды возникает из-за большого количества детей вокруг, периодически устраивайте семейные обеды, ходите в гости, посещайте кафе. Так ребенок привыкнет к тому, что есть в обществе – нормально.
Учите есть самостоятельно. Выберите вместе новые столовые приборы и заведите ребенку персональную тарелку и чашку. Не торопите и будьте готовы к тому, что после обеда вокруг будет разбросана еда. Если ребенок пока слишком мал, предупредите воспитателя, что малышу нужна помощь.
Не делайте из отказа от еды проблему. Отказ от еды из-за волнения близких – распространенное явление, и оно будет возникать снова и снова, лишь бы вы уделяли как можно больше внимания малышу, возможно, забирали из садика раньше.
«Не будешь играть/гулять, пока не доешь» — такая фраза воспринимается как шантаж.
«Если не съешь, то будешь наказан» — такая формулировка является угрозой.
«Для тебя готовили, старались, а ты не стал есть, не стыдно?» — это навязывание чувства вины.
«Если ты всё доешь, то я разрешу тебе поиграть в видеоигры / посмотреть мультики» — подобное воспринимается как подкуп.
«Если не будешь доедать, то не вырастешь, тогда тебя никто любить не будет» — это конструкция запугивания.
Понятно, что родители говорят это исходя из заботы, часто на автомате повторяя модель поведения наших мам, пап, бабушек и дедушек. Эти фразы — попытка хоть как-то заставить ребёнка поесть.
Самое главное, что необходимо нам понять, детей ни в коем случае нельзя заставлять кушать. Навязывание еды навредит и создаст в будущем расстройства пищевого поведения.
This website uses cookies.