Конспект занятия в старшей группе с использованием сказкатерапии

Цель:

Сформировать умение сопереживать, сочувствовать.

Общеразвивающие задачи:

  1. Формировать представления о насекомых в среде обитания.
  2. Развивать выразительно, имитировать движения характерные для различных насекомых.
  3. Учить интонационно-выразительному подражанию.
  4. Развивать произвольное внимание и воображение; развивать понимание мимических выражений и выражений лица.
  5. Формировать знания об эмоциях. Актуализация позитивного эмоционального опыта.
  6. Воспитывать простейшие эмоции — грусть, радость, страх, переживание и учить их выражать, распознавать с помощью пиктограмм.
  7. Снять телесное эмоциональное напряжение с помощью упражнений и музыки.

Речевые задачи:

  1. Активизировать и обогащать словарный запас детей за счет употребление разнообразных прилагательных.
  2. Развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы, интонационную выразительность.
  3. Закреплять правильное отчетливое произношение звуков.
  4. Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать любовь к сказкам.
  2. Учить сопереживать. Сочувствовать.
  3. Воспитывать доброжелательное отношение к людям, стремление делать добрые дела, бережное отношение к природе.

 Методы и приёмы: 

вопросы, беседа, рассмотрение картинок, сюрпризный момент, мимические упражнения.

— наглядный: картинки с изображениями насекомых, пиктограммы.

— словесный: рассказ воспитателя, рассказ ребёнка, беседа, словарная работа, вопросы, объяснения, уточнения, поощрение.

— игровой: упражнения «Счастье», «Любование», «Сочувствие», «Страх», «Поглаживание»

 практический: упражнение на дыхание «Дуем на чай», пальчиковая гимнастика «Насекомые», артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье».

Предварительная работа:

Чтение сказки К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха», рассматривание картин и иллюстраций к сказке, наблюдение на прогулках за насекомыми. Изготовление совместно с детьми героев сказки(из яичных ячеек), посуды(из пластилина), самовара.

Словарная работа:

новые слова: именинница, кренделёк, позолоченное брюхо, лихой, удалой.

Материалы и оборудование:

корзинка, иллюстрации к сказке, куклы мухи, комара, тараканов, блошек, бабочки, пчелы; посуда, стол, самовар..

1. Орг. момент. Настрой детей на занятие.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть! А вы рады нашей встрече? Давайте поприветствуем друг друга: встаем в круг, беремся за руки…Предлагаю поделиться друг с другом хорошим настроением. Давайте каждый по очереди будет называть причину, почему у человека может быть хорошее настроение. Ребята, у меня сегодня замечательное настроение, потому что утром я увидела солнышко и веселого котенка. (Все дети по очереди называют свое настроение и объясняют почему оно такое). А теперь, ребята, давайте возьмемся за руки, пожмем ладони друг друга и хором пожелаем всем: «Отличного настроения»!

2. Вступительная беседа.

Ребята, я сегодня пришла к вам не с пустыми руками, а с волшебной корзинкой. В ней лежит сказка!

— Хотите поиграть в сказку?

— Сегодня мы станем героями одной сказки, она вам уже знакома, эта сказка К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха». Мы вспомним ее, побываем в мире насекомых и почувствуем, что пережили наши герои, а еще посмотрим, чему она нас научит.

3. Вхождение в сказку.

— Раз, два, три! Сказка начинается (сдергиваем покрывало с корзинки).(Звучит фонограмма пение птиц, звуки насекомых.)

 — Ведущая: «Муха, Муха-Цокотуха,(достает из корзинки муху, лоскуток коричневой ткани(поле) и монетку)

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла ,

Муха денежку нашла».

— Как интересно, как повезло мухе.

— А как вы думайте, что ощутила Муха, когда нашла денежку? (Радость, счастье, веселье).

— А когда у вас возникают такие чувства?

— Давайте мы окажемся на месте Мухи и изобразим радость, счастье.

4. Упражнение «Счастье».

(Идем — плечи, голова опущены, грустные, печальные. Вдруг что-то увидели, присели, подняли, развели руками, губки улыбаются, глазки прищурены, бровки приподняты)

Ведущая:

«Пошла Муха на базар,(картинка с изображением базара)

И купила самовар».(достать из корзины самовар)

— Муха и самовар купила, и на стол накрыла, наверно она ожидает гостей.( кукольный накрытый стол для чаепития).

— Ребята, а кто помнит, какие слова дальше в сказке?

Ребенок:

«Тараканы прибегали,(достать из корзины тараканов)

Все стаканы выпивали».

5. Упражнение на дыхание «Дуем на чай».

Ребенок:

«А букашечки- по три чашечки, (Достать из корзины две букашки)

С молоком и крендельком:

Нынче Муха-Цокотуха именинница!»

6. Словарная работа.

— Кто такая именинница?

7.Упражнение «Любование» 

(Подходим к мухе и высказываем свое восхищение, при этом гладя ее. «Какая, ты, обворожительная», «Какие красивые глазки»).

Ребенок:

«Приходили к мухе блошки(достать из корзины блошку и сапожки))

Приносили сапожки,

А сапожки не простые

В них застежки золотые».

«Приходила к мухе бабушка-пчела,(достать из корзины пчелу и бочонок с медом)

Мухе-Цокотухе меду принесла».

— Какие гости могут еще прийти к Мухе-Цокотухе?

8. Пальчиковая гимнастика:

Прилетала   к нам вчера (Машут руками)

Полосатая пчела

 А за нею шмель-шмелёк,(Загибаем пальцы)

И весёлый мотылёк.

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза. (Показываем глазки)

Полетали, пожужжали, (Машут руками)

От усталости упали.(Руки вниз)

— А кому ещё Муха приготовила угощение?

Ребёнок:

«Бабочки-красавицы,(две бабочки с банкой варенья)

Кушаёте варенье!

Или вам не нравится

Наше угощение?»

9. Словарная работа

Ведущая:

— Муха-Цокотуха, а какое у тебя варенье? Из какой ягоды?

— Ребята, варенье из яблок, какое это варенье? Из вишни? Из слив? Из смородины?

— А какое ваше любимое варенье?

10. Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье».

Ведущая:

«Вдруг какой-то старичок-паучок(достать паука)

Нашу Муху в уголок поволок.

Хочет бедную убить,

Цокотуху погубить.»

Ребенок:

«Дорогие гости, помогите!

Паука-злодея зарубите!

И кормила я вас, и поила я вас,

Не покиньте меня в мой последний час!

11. Упражнение «Сочувствие» 

(Качаются из стороны в сторону, обхватив голову руками, просто молча сидят, имитируют плач).

— Какие мысли у вас возникли?

Ведущая:

«Но жуки, червяки испугались,

По углам, по щелям разбежалися.(попросить детей спрятать насекомых)

И никто даже с места не сдвинется,

Пропадай, погибай, именинница!»

— Почему разбежались гости?

— А какое лицо у страха?

— Найдите его среди рисунков. (Показ пиктограмм).

12. Упражнение «Страх».

(Тело напряжено, сковано, дрожим. Рот открыт, глаза округлены, брови приподняты, съежились от страха).

— А теперь расслабьтесь, расскажите о своих ощущениях.

— Ребята, а вы бы помогли Мухе?

13. Беседа о том, что нельзя оставлять друга в беде.

Ведущий:

«Вдруг, откуда не возьмись

Маленький Комарик,(достаем из корзинки комарика и фонарик)

И в руке его горит,

Маленький фонарик».

Ребенок:

«Где убийца? Где злодей?

Не боюсь его когтей!»

— Вы помните, что произошло дальше в сказке?

— Посмотрите Муха печальная, грустная, ее надо успокоить, пожалеть.

14. Упражнение «Поглаживание».

 (Дети гладят друг друга, расслабляются)

— Вам было приятно?

— А когда можно погладить кого-нибудь?

Ребенок:

«Я злодея зарубил, я тебя освободил.

И теперь душа-девица на тебе хочу жениться!»

15. Упражнение «Встреча».

(Дети обнимаются друг с другом, радуются).

— Все так хорошо закончилось, и конечно не обойтись без музыки и танцев.

Все танцуют под слова:(включить музыку,

Предложить детям взять героев-насекомых и вместе потанцевать)

«Музыканты прибегали, в барабаны застучали.

Бом! Бом! Бом! Бом! Пляшет Муха с Комаром.

А за нею клоп, клоп сапогами топ, топ!

Козявочки с червячками, букашечки с мотыльками.

А жуки рогатые – мужики богатые

Шапочками машут, с бабочками пляшут.

Веселиться народ, Муха замуж идет».

Ведущая:

«За лихого, удалого, Молодого Комара.

Будет, будет мошкара веселиться до утра,

Нынче Муха-Цокотуха именинница!»

.

16. Выход из сказки

Ребята, а давайте мы тоже что-нибудь подарим нашей имениннице! Предлагаю вам нарисовать рисунки и подарить их Мухе-Цокотухе. Это может быть красивый цветок, или ваша любимая игрушка, а может вы нарисуете для нее яркое и веселое солнышко…Пофантазируйте! (рисование и вручение подарков)

— Ребята, наша Муха-Цокотуха приготовила и для вас самое настоящее угощение(достать из корзины конфеты). Давайте ее поблагодарим!

-Вот и закончилась наша сказка! А теперь герои отправляются обратно в сказочную корзинку.(собрать героев в корзинку и накрыть покрывалом).

Итог занятия.

17. -Ребята, вам понравилась сказка? А кто из героев вам понравился больше всего и почему?. Как вы думаете, чему учит эта сказка(учит смелости, храбрости, учит не бросать друзей в беде и заступаться за тех, кого обижают; учит дружбе, потому что настоящй друг в беде не бросит).

— Встали в круг, взялись за руки. Давайте на прощание подарим друг другу улыбку(дети передают улыбку по кругу)

Print Friendly, PDF & Email