НОД для старшего дошкольного возраста

«В гостях у Мухи-Цокотухи»

Малышкина Ольга Станиславовна

Воспитатель МБДОУ «Детский сад»  №47

Цель: Cоздание условий для развития речевой инициативы детей, их позитивной социализации и личностного развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

Задачи приоритетной образовательной области:

«Речевое развитие»:

  1. Активизировать и обогащать словарный запас детей за счет употребление разнообразных прилагательных.
  2. Развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы, интонационную выразительность.
  3. Закреплять правильное отчетливое произношение звуков.
  4. Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

«Познавательное развитие»:

  1. Формировать представления о насекомых в среде обитания.
  2. Развивать произвольное внимание и воображение; развивать понимание мимических выражений и выражений лица.

«Социально-коммуникативное развитие»:

  1. Воспитывать любовь к сказкам.
  2. Учить сопереживать. Сочувствовать.
  3. Воспитывать доброжелательное отношение к людям, стремление делать добрые дела, бережное отношение к природе.
  4. Формировать знания об эмоциях. Актуализация позитивного эмоционального опыта.
  5. Воспитывать простейшие эмоции — грусть, радость, страх, переживание и учить их выражать, распознавать с помощью пиктограмм.

«Художественно-эстетическое развитие»:

  1. Развивать выразительно имитировать движения, характерные для различных насекомых.
  2. Учить интонационно-выразительному подражанию.
  3. вызывать у детей эмоциональный отклик посредством проигрывания сказки
  4. Создание условий для совершенствования  композиционных навыков, умения создавать композицию на определенную тему (подарок), устанавливать связь, располагая изображение в пространстве, удовлетворение потребности детей в самовыражении

«Физическое развитие»:

  1. Снять телесное эмоциональное напряжение с помощью упражнений и музыки.
  2. Совершенствовать мелкую моторику.

Цель применения ИКТ:

развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через использование современных информационных технологий; способствовать лучшему усвоению материала; поддержание мотивационной линии на протяжении всего занятия.

Планируемые результаты НОД:

ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; обладает развитым воображением, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями; склонен наблюдать; обладает элементарным представлением об окружающем мире; владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения; ребенок  может следовать правилам в разных видах деятельности; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Предпосылки УУД:коммуникативные:

умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности; познавательные – умение выделять существенные признаки объектов окружающего мира; регулятивные – умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу; умение слушать взрослого и выполнять его инструкции; личностные – умение оценивать собственную деятельность и свои возможности.

Оборудование для педагога:

музыкальный центр, атрибуты и иллюстрации к сказке, куклы из настольного театра, магнитная доска.

Оборудование для детей:

цветные карандаши, бумага, пиктограммы.

Этап 1. Вводная часть (5 мин)
Цель: создать положительный настрой, способствовать развитию движений в процессе игры, мотивировать детей на последующую деятельность, развитие фонематического слуха Цель: принять мотивацию на последующую деятельность
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть! А вы рады нашей встрече? Давайте поприветствуем друг друга: встаем в круг, беремся за руки…Предлагаю поделиться друг с другом хорошим настроением. Давайте каждый по очереди будет называть причину, почему у человека может быть хорошее настроение. Ребята, у меня сегодня замечательное настроение, потому что утром я увидела солнышко и веселого котенка. А теперь, ребята, давайте возьмемся за руки, пожмем ладони друг друга и хором пожелаем всем: «Отличного настроения»! Стоят в кругу, повторяют движения и слова за воспитателем. Все дети по очереди называют свое настроение и объясняют почему оно такое
Ребята, я сегодня пришла к вам не с пустыми руками, а с волшебной корзинкой. В ней лежит сказка! — Хотите поиграть в сказку? — Сегодня мы станем героями одной сказки, она вам уже знакома, эта сказка К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха». Мы вспомним ее, побываем в мире насекомых и почувствуем, что пережили наши герои, а еще посмотрим, чему она нас научит.   Сидят на стульчиках перед театром                
Этап 2. Основная часть (20 мин)
Цель: развивать устойчивый интерес к прослушиванию сказки Цель: ответы на вопросы, формирование разных чувств по ходу сюжета сказки
Вхождение в сказку. — Раз, два, три! Сказка начинается (сдергиваем покрывало с корзинки).(Звучит фонограмма пение птиц, звуки насекомых.)  — Ведущая: «Муха, Муха-Цокотуха,(достает из корзинки муху, лоскуток коричневой ткани(поле) и монетку) Позолоченное брюхо! Муха по полю пошла , Муха денежку нашла». — Как интересно, как повезло мухе. — А как вы думайте, что ощутила Муха, когда нашла денежку? (Радость, счастье, веселье). — А когда у вас возникают такие чувства? — Давайте мы окажемся на месте Мухи и изобразим радость, счастье                       Ответы детей     Дети мимикой изображают радость и счастье
Упражнение «Счастье»
Цель: формирование понимания и осмысления чувств  Цель: пережить чувства, которые испытывает герой сказки
Идем — плечи, голова опущены, грустные, печальные. Вдруг что-то увидели, присели, подняли, развели руками, губки улыбаются, глазки прищурены, бровки приподняты Повторяют за воспитателем
Ведущая: «Пошла Муха на базар,(картинка с изображением базара) И купила самовар».(достать из корзины самовар) — Муха и самовар купила, и на стол накрыла, наверно она ожидает гостей.( кукольный накрытый стол для чаепития). — Ребята, а кто помнит, какие слова дальше в сказке? Ребенок: «Тараканы прибегали,(достать из корзины тараканов) Все стаканы выпивали».  
Упражнение на дыхание «Дуем на чай»
Цель: укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути детей  Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Воспитатель: продолжаем нашу сказку Ребенок: «А букашечки- по три чашечки, (Достать из корзины две букашки) С молоком и крендельком: Нынче Муха-Цокотуха именинница!»
— Кто такая именинница? Ответы детей
Упражнение «Любование»
Цель: побуждение к речевой активности Цель: высказывание комплиментов
Подходим к мухе и высказываем свое восхищение, при этом гладя ее. «Какая, ты, обворожительная», «Какие красивые глазки» Дети говорят «мухе» комплименты  
Воспитатель: а что было дальше?             — Какие гости могут еще прийти к Мухе-Цокотухе? Ребенок: «Приходили к мухе блошки(достать из корзины блошку и сапожки)) Приносили сапожки, А сапожки не простые В них застежки золотые». Ответы детей
Пальчиковая гимнастика:
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук Цель: повторить название насекомых. Вспомнить героев сказки
Прилетала   к нам вчера (Машут руками) Полосатая пчела  А за нею шмель-шмелёк,(Загибаем пальцы) И весёлый мотылёк. Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза. (Показываем глазки) Полетали, пожужжали, (Машут руками) От усталости упали.(Руки вниз) Дети повторяют за воспитателем
— А кому ещё Муха приготовила угощение?   Ребёнок: «Бабочки-красавицы,(две бабочки с банкой варенья) Кушаёте варенье! Или вам не нравится Наше угощение?»
Словарная работа
Цель: формировать у детей словообразование Цель: обогащение словарного запаса
— Муха-Цокотуха, а какое у тебя варенье? Из какой ягоды? — Ребята, варенье из яблок, какое это варенье? Из вишни? Из слив? Из смородины? — А какое ваше любимое варенье?   Ответы детей
Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье»
Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять  мышцы языка. Цель: четкое сопряженное выполнение артикуляционных упражнений
Как будто варенье лежит на губе – Слижу его «чашечкой» в ротик себе. (Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз.Можно продолжить движение и убрать язык в рот,  не разрушая «чашечку») Дети повторяют за воспитателем
— «Вдруг какой-то старичок-паучок(достать паука) Нашу Муху в уголок поволок. Хочет бедную убить, Цокотуху погубить.»   Ребенок: «Дорогие гости, помогите! Паука-злодея зарубите! И кормила я вас, и поила я вас, Не покиньте меня в мой последний час!  
Упражнение «Сочувствие»
Цель: формирование понимания и осмысления чувств  Цель: пережить чувства, которые испытывает герой сказки
Качаются из стороны в сторону, обхватив голову руками, просто молча сидят, имитируют плач — Какие мысли у вас возникли?   Дети повторяют за воспитателем Ответы детей
«Но жуки, червяки испугались, По углам, по щелям разбежалися. И никто даже с места не сдвинется, Пропадай, погибай, именинница!» — Почему разбежались гости? — А какое лицо у страха? — Найдите его среди рисунков Дети прячут насекомых Ответы детей Работа с пиктограммой
Упражнение «Страх»
Цель: формирование понимания и осмысления чувств  Цель: пережить чувства, которые испытывает герой сказки
Тело напряжено, сковано, дрожим. Рот открыт, глаза округлены, брови приподняты, съежились от страха Дети повторяют за воспитателем  
— А теперь расслабьтесь, расскажите о своих ощущениях. — Ребята, а вы бы помогли Мухе? Почему  нельзя оставлять друга в беде? Ответы детей
Ведущий: «Вдруг, откуда не возьмись Маленький Комарик,(достаем из корзинки комарика и фонарик) И в руке его горит, Маленький фонарик» Ребенок: «Где убийца? Где злодей? Не боюсь его когтей!»
— Вы помните, что произошло дальше в сказке? — Посмотрите Муха печальная, грустная, ее надо успокоить, пожалеть. Ответы детей
Упражнение «Поглаживание»
Цель: формирование понимания и осмысления чувств  Цель: пережить чувства, которые испытывает герой сказки
— Дети, а как бы вы пожалели муху? — Вам было приятно? — А когда можно погладить кого-нибудь? Ответы детей Дети гладят друг друга, расслабляются
— дети, а что было дальше? Ребенок: «Я злодея зарубил, я тебя освободил. И теперь душа-девица на тебе хочу жениться!»
Упражнение «Встреча»
Цель: формирование понимания и осмысления чувств  Цель: пережить чувства, которые испытывает герой сказки
— Все так хорошо закончилось, и конечно не обойтись без музыки и танцев Дети обнимаются друг с другом, радуются
Педагог включает музыку и читает слова: «Музыканты прибегали, в барабаны застучали. Бом! Бом! Бом! Бом! Пляшет Муха с Комаром. А за нею клоп, клоп сапогами топ, топ! Козявочки с червячками, букашечки с мотыльками. А жуки рогатые – мужики богатые Шапочками машут, с бабочками пляшут. Веселиться народ, Муха замуж идет». «За лихого, удалого, Молодого Комара. Будет, будет мошкара веселиться до утра, Нынче Муха-Цокотуха именинница!» Дети берут героев и свободно танцуют с ними
Ребята, а давайте мы тоже что-нибудь подарим нашей имениннице! Предлагаю вам нарисовать рисунки и подарить их Мухе-Цокотухе. Это может быть красивый цветок, или ваша любимая игрушка, а может вы нарисуете для нее яркое и веселое солнышко…Пофантазируйте! Дети садятся за столы и рисуют «подарок» на свободную тему и дарят «Мухе-цокотухе»
— Ребята, наша Муха-Цокотуха приготовила и для вас самое настоящее угощение(достает из корзины конфеты). Давайте ее поблагодарим! -Вот и закончилась наша сказка! А теперь герои отправляются обратно в сказочную корзинку.(собирает героев в корзинку и накрыть покрывалом) Дети: Спасибо!       Помогают убрать героев сказки в корзинку
Этап 3. Рефлексия (5 мин)
Цель: подведение итогов занятия, обобщение Цель: обмен впечатлениями
-Ребята, вам понравилась сказка? А кто из героев вам понравился больше всего и почему? Как вы думаете, чему учит эта сказка(учит смелости, храбрости, учит не бросать друзей в беде и заступаться за тех, кого обижают; учит дружбе, потому что настоящий друг в беде не бросит) — Встали в круг, взялись за руки. Давайте на прощание подарим друг другу улыбку Ответы детей             Дети передают улыбку по кругу  

Информационные ресурсы:

  1. Гомзяк, О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе / О.С. Гом­зяк. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2014
  2. М. В. Киселева. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. РЕЧЬ. Санкт-Петербург 2006.
  3. Копытин А.И., Корт Б. Техники телесно-ориентированной арт-терапии. М: «Психотерапия». 2015 г.
  4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития,2014 г.
  5. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии. Подходы, диагностика, система занятий. СПБ: Речь. 2016г.
  6. Мардер Л.Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М: Генезис.2016г.
  7. http://music.yandex.ru