Развитие прединженерного мышления посредством конструирования у детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

     Развитие инженерного мышления дошкольников – это поступательное, целенаправленное развитие сенсомоторных возможностей ребенка, его пространственного, логического и творческого мышления, обеспечивающих базис индивидуальных способностей в области создания конструкторских моделей, творческих идей в области освоения техники и механизмов.

Создание необходимых условий в детском саду для творческой продуктивной деятельности позволяет заложить основы инженерно-технического образования детей.

Для формирования и развития предпосылок инженерного мышления у детей раннего возраста, необходимо создавать условия для осуществления полноценного сенсорного воспитания и развития мелкой моторики рук у ребёнка, через организацию различных видов деятельности с учётом возрастных особенностей. Таким образом, мелкая моторика, сенсорика и координация движений рук становятся ключевыми понятиями для периода раннего возраста в формировании у детей предпосылок инженерного мышления.

           В среднем возрасте возрастает объём памяти и начинает развиваться образное внимание. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.

         Этот период — важный этап для умственного развития в целом и для формирования готовности к школьному обучению. Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру. В  возрасте  4-5 лет происходят некоторые качественные изменения в развитии восприятия, чему способствует освоение детьми некоторых сенсорных эталонов (формы, цвета, размерных проявлений). Дети успешно абстрагируют значимые свойства предметов.

По этому в нашей группе был организован центр « Инженерики»

Центр «ИНЖЕНЕРИКИ»

Цель программы: создание в группе центра «Инженерики» для развития прединженерного мышления и интеграции в образовательное пространство.

Задачи:

  • формировать у детей познавательную, исследовательскую, творческую активность;
  • интерес к конструированию;
  • развивать конструктивные, математические, логически, коммуникативные  способности и умения;
  • воспитывать ответственность, дисциплинированность, умение работать в команде;
  • поощрять самостоятельность в принятии оптимальных решений в различных ситуациях;
  • организовать целенаправленную работу с родителями воспитанников.

Занятия по конструированию в нашей группе проходят 1 раз в неделю в рамках НОД утром, и по вечерам – как самостоятельная деятельность. Продолжительность занятия в рамках НОД составляет 20 минут.

В нашей группе для конструирования мы используем:

Лего-конструирование — вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании  с использованием широкого диапазона универсальных Лего-элементов.  Использование Лего-конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.

Фанкластик KIDS — это новая линейка развивающих наборов конструктора Фанкластик для детей 3-5 лет. Детали KIDS специально разработаны для детских ручек.

Они развивают:

— Мелкую моторику.
— Логическое и пространственное мышление за счет 3 типов соединений в разных плоскостях.
— Воображение и фантазию – ведь ребенок может достраивать свою модель в любом направлении. 
— Усидчивость и внимательность.
— Память и речь – соединяя детали в последовательности, создавая из частей целое, раскладывая целое на части — в голове ребенка выстраиваются нейронные связи, отвечающие за развитие речи, письма и памяти.

Для удобства в работе мы используем картотеки, альбомы:

В наш альбом мы вставляем фотографии детей, вместе с их работами, которые проходили на занятиях…

Например, на тему «Транспорт» и «Фрукты и ягоды».

А также, будем дополнять альбом новыми фото с работами детей.

К нам в гости, раз в неделю, приходит символ нашей группы Умный карандашик «УМКА».

           Он проводит с ребятами веселые игры, рассказывает сказки, делает гимнастику, отвечает на вопросы. Вместе с ним дети придумывают, и при помощи конструкторов помогает им воплощать в жизнь их фантазии.

         Например, недавно «Умка» пришел в гости и рассказал ребятам какие бывают виды транспорта, из каких деталей состоит машина, зачем вертолёту пропеллер… А потом показал, как из разных видов конструкторов можно собрать тот, или иной вид транспорта.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

По этому мы также взаимодействуем с родителями и предлагаем им небольшие конкурсы-выставки с их участием:

В заключении, хотелось бы отметить, что целенаправленное использование конструктивной деятельности с детьми дошкольного возраста способствует всестороннему развитию ребенка, формированию у него конструктивных способностей, развитию его профессиональных компетенций. Ребенок ощутит себя маленьким творцом, который будет верить в себя и в свои силы!