НОД для старшего дошкольного возраста
«В гостях у Мухи-Цокотухи»
Малышкина Ольга Станиславовна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад» №47
Цель: Cоздание условий для развития речевой инициативы детей, их позитивной социализации и личностного развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Задачи приоритетной образовательной области:
«Речевое развитие»:
- Активизировать и обогащать словарный запас детей за счет употребление разнообразных прилагательных.
- Развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы, интонационную выразительность.
- Закреплять правильное отчетливое произношение звуков.
- Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
«Познавательное развитие»:
- Формировать представления о насекомых в среде обитания.
- Развивать произвольное внимание и воображение; развивать понимание мимических выражений и выражений лица.
«Социально-коммуникативное развитие»:
- Воспитывать любовь к сказкам.
- Учить сопереживать. Сочувствовать.
- Воспитывать доброжелательное отношение к людям, стремление делать добрые дела, бережное отношение к природе.
- Формировать знания об эмоциях. Актуализация позитивного эмоционального опыта.
- Воспитывать простейшие эмоции — грусть, радость, страх, переживание и учить их выражать, распознавать с помощью пиктограмм.
«Художественно-эстетическое развитие»:
- Развивать выразительно имитировать движения, характерные для различных насекомых.
- Учить интонационно-выразительному подражанию.
- вызывать у детей эмоциональный отклик посредством проигрывания сказки
- Создание условий для совершенствования композиционных навыков, умения создавать композицию на определенную тему (подарок), устанавливать связь, располагая изображение в пространстве, удовлетворение потребности детей в самовыражении
«Физическое развитие»:
- Снять телесное эмоциональное напряжение с помощью упражнений и музыки.
- Совершенствовать мелкую моторику.
Цель применения ИКТ:
развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через использование современных информационных технологий; способствовать лучшему усвоению материала; поддержание мотивационной линии на протяжении всего занятия.
Планируемые результаты НОД:
ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; обладает развитым воображением, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями; склонен наблюдать; обладает элементарным представлением об окружающем мире; владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения; ребенок может следовать правилам в разных видах деятельности; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Предпосылки УУД:коммуникативные:
умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности; познавательные – умение выделять существенные признаки объектов окружающего мира; регулятивные – умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу; умение слушать взрослого и выполнять его инструкции; личностные – умение оценивать собственную деятельность и свои возможности.
Оборудование для педагога:
музыкальный центр, атрибуты и иллюстрации к сказке, куклы из настольного театра, магнитная доска.
Оборудование для детей:
цветные карандаши, бумага, пиктограммы.
Этап 1. Вводная часть (5 мин) | |
Цель: создать положительный настрой, способствовать развитию движений в процессе игры, мотивировать детей на последующую деятельность, развитие фонематического слуха | Цель: принять мотивацию на последующую деятельность |
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть! А вы рады нашей встрече? Давайте поприветствуем друг друга: встаем в круг, беремся за руки…Предлагаю поделиться друг с другом хорошим настроением. Давайте каждый по очереди будет называть причину, почему у человека может быть хорошее настроение. Ребята, у меня сегодня замечательное настроение, потому что утром я увидела солнышко и веселого котенка. А теперь, ребята, давайте возьмемся за руки, пожмем ладони друг друга и хором пожелаем всем: «Отличного настроения»! | Стоят в кругу, повторяют движения и слова за воспитателем. Все дети по очереди называют свое настроение и объясняют почему оно такое |
Ребята, я сегодня пришла к вам не с пустыми руками, а с волшебной корзинкой. В ней лежит сказка! — Хотите поиграть в сказку? — Сегодня мы станем героями одной сказки, она вам уже знакома, эта сказка К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха». Мы вспомним ее, побываем в мире насекомых и почувствуем, что пережили наши герои, а еще посмотрим, чему она нас научит. | Сидят на стульчиках перед театром |
Этап 2. Основная часть (20 мин) | |
Цель: развивать устойчивый интерес к прослушиванию сказки | Цель: ответы на вопросы, формирование разных чувств по ходу сюжета сказки |
Вхождение в сказку. — Раз, два, три! Сказка начинается (сдергиваем покрывало с корзинки).(Звучит фонограмма пение птиц, звуки насекомых.) — Ведущая: «Муха, Муха-Цокотуха,(достает из корзинки муху, лоскуток коричневой ткани(поле) и монетку) Позолоченное брюхо! Муха по полю пошла , Муха денежку нашла». — Как интересно, как повезло мухе. — А как вы думайте, что ощутила Муха, когда нашла денежку? (Радость, счастье, веселье). — А когда у вас возникают такие чувства? — Давайте мы окажемся на месте Мухи и изобразим радость, счастье | Ответы детей Дети мимикой изображают радость и счастье |
Упражнение «Счастье» | |
Цель: формирование понимания и осмысления чувств | Цель: пережить чувства, которые испытывает герой сказки |
Идем — плечи, голова опущены, грустные, печальные. Вдруг что-то увидели, присели, подняли, развели руками, губки улыбаются, глазки прищурены, бровки приподняты | Повторяют за воспитателем |
Ведущая: «Пошла Муха на базар,(картинка с изображением базара) И купила самовар».(достать из корзины самовар) — Муха и самовар купила, и на стол накрыла, наверно она ожидает гостей.( кукольный накрытый стол для чаепития). — Ребята, а кто помнит, какие слова дальше в сказке? | Ребенок: «Тараканы прибегали,(достать из корзины тараканов) Все стаканы выпивали». |
Упражнение на дыхание «Дуем на чай» | |
Цель: укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути детей | Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха. |
Воспитатель: продолжаем нашу сказку | Ребенок: «А букашечки- по три чашечки, (Достать из корзины две букашки) С молоком и крендельком: Нынче Муха-Цокотуха именинница!» |
— Кто такая именинница? | Ответы детей |
Упражнение «Любование» | |
Цель: побуждение к речевой активности | Цель: высказывание комплиментов |
Подходим к мухе и высказываем свое восхищение, при этом гладя ее. «Какая, ты, обворожительная», «Какие красивые глазки» | Дети говорят «мухе» комплименты |
Воспитатель: а что было дальше? — Какие гости могут еще прийти к Мухе-Цокотухе? | Ребенок: «Приходили к мухе блошки(достать из корзины блошку и сапожки)) Приносили сапожки, А сапожки не простые В них застежки золотые». Ответы детей |
Пальчиковая гимнастика: | |
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук | Цель: повторить название насекомых. Вспомнить героев сказки |
Прилетала к нам вчера (Машут руками) Полосатая пчела А за нею шмель-шмелёк,(Загибаем пальцы) И весёлый мотылёк. Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза. (Показываем глазки) Полетали, пожужжали, (Машут руками) От усталости упали.(Руки вниз) | Дети повторяют за воспитателем |
— А кому ещё Муха приготовила угощение? | Ребёнок: «Бабочки-красавицы,(две бабочки с банкой варенья) Кушаёте варенье! Или вам не нравится Наше угощение?» |
Словарная работа | |
Цель: формировать у детей словообразование | Цель: обогащение словарного запаса |
— Муха-Цокотуха, а какое у тебя варенье? Из какой ягоды? — Ребята, варенье из яблок, какое это варенье? Из вишни? Из слив? Из смородины? — А какое ваше любимое варенье? | Ответы детей |
Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье» | |
Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка. | Цель: четкое сопряженное выполнение артикуляционных упражнений |
Как будто варенье лежит на губе – Слижу его «чашечкой» в ротик себе. (Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз.Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку») | Дети повторяют за воспитателем |
— «Вдруг какой-то старичок-паучок(достать паука) Нашу Муху в уголок поволок. Хочет бедную убить, Цокотуху погубить.» | Ребенок: «Дорогие гости, помогите! Паука-злодея зарубите! И кормила я вас, и поила я вас, Не покиньте меня в мой последний час! |
Упражнение «Сочувствие» | |
Цель: формирование понимания и осмысления чувств | Цель: пережить чувства, которые испытывает герой сказки |
Качаются из стороны в сторону, обхватив голову руками, просто молча сидят, имитируют плач — Какие мысли у вас возникли? | Дети повторяют за воспитателем Ответы детей |
«Но жуки, червяки испугались, По углам, по щелям разбежалися. И никто даже с места не сдвинется, Пропадай, погибай, именинница!» — Почему разбежались гости? — А какое лицо у страха? — Найдите его среди рисунков | Дети прячут насекомых Ответы детей Работа с пиктограммой |
Упражнение «Страх» | |
Цель: формирование понимания и осмысления чувств | Цель: пережить чувства, которые испытывает герой сказки |
Тело напряжено, сковано, дрожим. Рот открыт, глаза округлены, брови приподняты, съежились от страха | Дети повторяют за воспитателем |
— А теперь расслабьтесь, расскажите о своих ощущениях. — Ребята, а вы бы помогли Мухе? Почему нельзя оставлять друга в беде? | Ответы детей |
Ведущий: «Вдруг, откуда не возьмись Маленький Комарик,(достаем из корзинки комарика и фонарик) И в руке его горит, Маленький фонарик» | Ребенок: «Где убийца? Где злодей? Не боюсь его когтей!» |
— Вы помните, что произошло дальше в сказке? — Посмотрите Муха печальная, грустная, ее надо успокоить, пожалеть. | Ответы детей |
Упражнение «Поглаживание» | |
Цель: формирование понимания и осмысления чувств | Цель: пережить чувства, которые испытывает герой сказки |
— Дети, а как бы вы пожалели муху? — Вам было приятно? — А когда можно погладить кого-нибудь? | Ответы детей Дети гладят друг друга, расслабляются |
— дети, а что было дальше? | Ребенок: «Я злодея зарубил, я тебя освободил. И теперь душа-девица на тебе хочу жениться!» |
Упражнение «Встреча» | |
Цель: формирование понимания и осмысления чувств | Цель: пережить чувства, которые испытывает герой сказки |
— Все так хорошо закончилось, и конечно не обойтись без музыки и танцев | Дети обнимаются друг с другом, радуются |
Педагог включает музыку и читает слова: «Музыканты прибегали, в барабаны застучали. Бом! Бом! Бом! Бом! Пляшет Муха с Комаром. А за нею клоп, клоп сапогами топ, топ! Козявочки с червячками, букашечки с мотыльками. А жуки рогатые – мужики богатые Шапочками машут, с бабочками пляшут. Веселиться народ, Муха замуж идет». «За лихого, удалого, Молодого Комара. Будет, будет мошкара веселиться до утра, Нынче Муха-Цокотуха именинница!» | Дети берут героев и свободно танцуют с ними |
Ребята, а давайте мы тоже что-нибудь подарим нашей имениннице! Предлагаю вам нарисовать рисунки и подарить их Мухе-Цокотухе. Это может быть красивый цветок, или ваша любимая игрушка, а может вы нарисуете для нее яркое и веселое солнышко…Пофантазируйте! | Дети садятся за столы и рисуют «подарок» на свободную тему и дарят «Мухе-цокотухе» |
— Ребята, наша Муха-Цокотуха приготовила и для вас самое настоящее угощение(достает из корзины конфеты). Давайте ее поблагодарим! -Вот и закончилась наша сказка! А теперь герои отправляются обратно в сказочную корзинку.(собирает героев в корзинку и накрыть покрывалом) | Дети: Спасибо! Помогают убрать героев сказки в корзинку |
Этап 3. Рефлексия (5 мин) | |
Цель: подведение итогов занятия, обобщение | Цель: обмен впечатлениями |
-Ребята, вам понравилась сказка? А кто из героев вам понравился больше всего и почему? Как вы думаете, чему учит эта сказка(учит смелости, храбрости, учит не бросать друзей в беде и заступаться за тех, кого обижают; учит дружбе, потому что настоящий друг в беде не бросит) — Встали в круг, взялись за руки. Давайте на прощание подарим друг другу улыбку | Ответы детей Дети передают улыбку по кругу |
Информационные ресурсы:
- Гомзяк, О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе / О.С. Гомзяк. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2014
- М. В. Киселева. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. РЕЧЬ. Санкт-Петербург 2006.
- Копытин А.И., Корт Б. Техники телесно-ориентированной арт-терапии. М: «Психотерапия». 2015 г.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития,2014 г.
- Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии. Подходы, диагностика, система занятий. СПБ: Речь. 2016г.
- Мардер Л.Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М: Генезис.2016г.
- http://music.yandex.ru